ДРЕССУРА ХИЩНИКОВ

Первое фундаментальное освоение этого вида дрессуры в русском цирке связано с именем Н. Гладильщикова, который в 1927 г. создал смешанную группу хищных зверей, состоявшую из белого, бурых и гималайских медведей, львиц, догов.
От артиста, посвятившего себя работе с хищниками, требуются храбрость, большое самообладание и постоянное чувство настороженности. Миролюбие дрессированных зверей – понятие весьма относительное. Как бы хорошо ни были приручены звери, все же их врожденные инстинкты неожиданно могут проявиться в любой момент.
Животные, как и люди, наделены различными характерами и тоже бывают в плохом настроении. Особенно раздражительны звери в брачный период. В это время они часто выходят из повиновения, становятся опасными для дрессировщика.
Обычно артист выступает не с одним хищником, а с целой группой – от пяти и более животных. В этом случае важно учитывать взаимоотношения хищников между собой. Конфликты в группе между зверями часто чреваты нападением на дрессировщика.
В большинстве случаев для дрессировки подбирают молодняк из зоопарков. У молодых животных еще не сложились повадки, не проявились природные инстинкты хищников, поэтому они лучше поддаются дрессировке, чем взрослые хищники.
Прежде чем приступить к работе дрессировщик длительное время изучает характер животного, приучает к непосредственному общению с человеком. Долго и настойчиво – лаской и вкусовым поощрением стремится подавить в звере агрессивное поведение, терпеливо добивается от него привыкания к себе.
Как утверждают цирковые дрессировщики, полностью уничтожить природный инстинкт зверя невозможно. Можно лишь подавить его проявления и приучить к подчинению. Упорство и терпение берут свое – наступает некоторое сближение зверя и человека. Достигнутые результаты закрепляются, зверь привыкает к тому, что человек не приносит ему никаких неприятностей.
Наступает период обучения. Каждому обрабатываемому действию предшествует длительная подготовка, в процессе которой зверь постепенно привыкает к новой для него обстановке, к предметам, с которыми ему предстоит иметь дело, к местам, которые ему надлежит занимать на манеже.
Зверь должен привыкнуть к условным командам дрессировщика, к интонации его голоса – то властного, приказывающего, то ласкового, одобряющего.
Успешная работа дрессировщика в значительной степени зависит от индивидуальных данных его подопечных. Индивидуальные особенности животного выявляются в процессе предварительного знакомства, и они имеют решающее значение при отборе животных для группы.
Бывает, что некоторые хищники дружелюбно настроены к своему дрессировщику, охотно выполняют его команды и даже, в случае необходимости, защищают его от других зверей. И все же такая дружба не бывает стабильной.
Ошибочно считать, что процесс дрессировки хищников проходит абсолютно миролюбиво на одних только ласках и вкусопоощрениях. Бывает, что дрессировщик вынужден применить к зверю болевое принуждение, чтобы заставить его подчиняться или пресечь агрессивность. Но это не является системой. И, уж конечно, принуждение как крайняя мера ничего общего не имеет с жестокостью. Многолетний опыт наших лучших дрессировщиков подтверждает, что гуманное обращение с животными позволяет добиться больших результатов, чем попытка заставить зверя повиноваться под страхом наказания. Боясь своего истязателя, звери ненавидят его и при удобном случае – обязательно отомстят.
Из крупных хищных животных в нашем цирке в основном представлены львы, тигры, бурые и гималайские медведи.
В цирке дрессированных белых медведей показывают довольно редко – они менее проворны и менее сообразительны, чем бурые и гималайские. Белые медведи отличаются особой агрессивностью и коварством. Наиболее эффектное средство защиты дрессировщика от нападения хищников – сильная струя воды, направленная из брандспойта в морду зверя – на белых медведей не оказывает усмиряющего воздействия, так как вода – их стихия. Для них даже устанавливают за кулисами специальный бассейн, это одно из непременных условий содержания белых медведей в неволе.
В нашем цирке с белыми медведями выступали Г. И Б. Эдер, М. Эльворти, С. Синицкий, А. Денисенко. В настоящее время с хищниками этого вида работает Ю. Денисенко («Белые медведи на коньках»).
Бурый медведь – первый из дрессированных зверей, кого стали показывать в России. Бурые и гималайские медведи обладают отличными природными данными для выступления в цирке – они «артистичны».
Пожалуй, ни один хищник не способен выполнять такие трюки, как медведь. Подтверждением этого был уникальный аттракцион В. Филатова «Медвежий цирк», все трюки которого перечислить невозможно.
Для выступления с бурыми и гималайскими медведями не нужна громоздкая клетка на манеже. На них надевают только широкие намордники. Однако следует помнить, что медведи – это хищники и, следовательно, работа с ними тоже чревата опасностями. Агрессивность медведя проявляется совершенно неожиданно, подчас без какого-либо явного повода. Сила удара лапой превышает собственный вес медведя в несколько раз, а вес взрослого животного может быть от 200 кг. и более.
Реже показывают в цирке дрессированных пантер, ягуаров, рысей, барсов, волков.
Формы выступления с хищниками весьма разнообразны. Одни дрессировщики отдают предпочтение однородному составу группы, другие – смешанному, что, конечно, более сложно: объединение различных видов зверей, которые по своей природе являются врагами, требует колоссальных усилий, терпения и осторожности. Так, Долорес и Мстислав Запашные успешно решили сложнейшую задачу, создав уникальный аттракцион, в котором смело соединили слонов и тигров.

НАЗАД

НА ГЛАВНУЮ

Контакты

Hosted by uCoz